«Я был от балов без ума…»: в Новокузнецке давали Пушкинский бал  

Балы для южной столицы Кузбасса не редкость. Их устраивают с завидной регулярностью, примерно раз в месяц. Но этот бал особенный. Он был посвящён юбилейной дате – 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. А в эпоху великого поэта балы были в самой моде. Там дворяне не просто весело проводили время и танцевали, а заводили полезные знакомства, решали вопросы карьеры, получали протекцию и, конечно, влюблялись.

Воспроизвести ту самую бальную атмосферу постарались участники Студии исторического танца «Эхо времён». А помог им в этом ансамбль виолончелистов «CELL’ans» из Детской музыкальной школы №48.

–  Бал в таком стиле «ампир» начала 19 века я планировала давно, уже год назад, наверное, потому что  меня очень интересуют некоторые танцы той эпохи. Хотелось всё это объединить в одном бале. И тут ещё совпало с юбилеем Пушкина. Решили всё это приурочить. Готовились именно к этому балу, может быть, месяца два. Я имею в виду танцы. Сама программа была ещё раньше написана, потом постепенно это всё разучивалось,  – рассказала Татьяна Ходченкова, хореограф Студии исторического танца «Эхо времён» и инклюзивного театра «Журавушка» имени Третьякова.

Бальные танцы

Как правило, начинались балы с полонеза. Это своего рода ознакомительный танец, такое торжественное шествие всех участников. Вот и на этот раз новокузнецкий бал «Эпоха Пушкина» соответствовал историческому регламенту. А дальше пошли уже более весёлые танцы: вальсы,  контрдансы, котильоны, кадрили, лендлер, а в середине обычно была мазурка.

Александр Карпов, пенсионер и участник Студии исторического танца «Эхо времён», признался, что вот именно мазурка ему даётся сложнее остальных.

– Если взять пушкинскую эпоху, то они в мазурке три раза умудрялись сделать этот прыжок. Я один еле делаю, – смеётся Александр. – Они парни были накаченные. Я как почитал, с 5-6 лет мальчикам тогда преподавали танцы. Это было и занятие физкультурой, плюс культура, плюс остальное. И кто умел хорошо танцевать был обеспечен продвижением по карьерной лестнице. Кто плохо танцевал, на карьеру могли не надеяться.

На балу в Новокузнецке главная проблема – нехватка кавалеров. Но и в этой ситуации выкрутились вполне даже неплохо.

– У нас мальчиков мало. На всех не хватает. Мы сами, бывает, и за даму, и за кавалера. Мы учим всегда две партии, с двух сторон, получается. Это сложновато. Мальчики вот только своё направление знают, а мы разучиваем и с этой стороны, и с другой. Мы просто женщины-универсалы, – рассказала Ольга Федосова, участница бала «Эпоха Пушкина».  

Для справки: со своей будущей женой Натальей Гончаровой Александр Сергеевич познакомился именно на балу. В декабре 1828 года его давал  танцмейстер Йогель. Там он «увидел её — в прозрачном облаке воланов и кружев, в толпе молодых поклонников, в окружении многочисленной родни и знакомых… Я шагнул навстречу своей судьбе». Ему было 29 лет, ей – 16.  Пушкин сделал предложение, но сначала получил отказ. Вступили в брак они только через два года, в 1831 году. И продолжали посещать танцевальные вечера, правда, редко там были рядом: поэт стеснялся того, что был намного ниже жены по росту.

По словам педагога-хореографа, сложнее всего её ученики справлялись с танцами, в которых требуется чёткая техника исполнения, где надо выполнять своеобразные прыжочки. Но усердно всё отрабатывали на репетициях, старались.  

– То, что у нас в каждом танце разнообразные схемы, люди уже привыкли. Конечно, у них мозги кипят периодически, но, тем не менее, людям это нравится. Они же к нам приходят в зрелом возрасте, многие совершенно без подготовки, у кого-то есть танцевальная подготовка, но  совершенно другая. Поначалу мозги кипят у всех. Потом привыкают, втягиваются и уже другие танцы просто не приемлют, – отметила хореограф Татьяна Ходченкова.

Екатерина Рябова влилась в ряды студии исторического танца «Эхо времён» недавно, чуть более полугода. Можно сказать, девушка ещё новичок. Но этот бал для неё уже восьмой по счёту. Екатерина признаётся, что и подготовка к балам приносит огромное удовольствие: это увлекательно, много нового узнаёшь, интересно разучивать танцы. И сам бал становится очередным событием в жизни.

– Это даёт какое-то чувство удовлетворения, когда сам бал уже происходит. Понимаешь, что все усилия твои не напрасны. Поначалу как-то волнение было, а теперь уже нет. А из танцев самый трудный оказался лендлер. Вроде понимаю, там всего на две минутки, движения простые, но почему-то мне как-то не даётся, – рассказала Екатерина Рябова.

Бальный дресс-код

А вот с нарядом проблем у Екатерины не было. Картинок и фото в Интернете предостаточно. Выбрали самый подходящий, главное определила, что платье должно быть белого цвета, а искать портниху даже не пришлось – сшила его мама Екатерины. Она ещё со школы выучилась этому мастерству и смогла создать для дочери прекрасный бальный наряд. А относительно причёски – специально прошли мастер-класс, как создать именно такую – «ампирную».

Для справки: на период жизни Пушкина пришлось два стиля – на смену «ампиру», который царил с конца 18 века примерно  до 1820 года, пришёл стиль «бидермейер». Он предполагал, что талия женского платья, ранее располагавшаяся под грудью, стала спускаться все ниже на естественный уровень и становиться все более узкой. Поэтому появились и новые корсеты, которые должны были подчёркивать округлые линии бюста и бёдер, а талию делать максимально тонкой.  

У Ольги Федосовой наряд также строго соответствует той исторической эпохе. Но только вдохновлялась она при его создании ни Татьяной Лариной из «Евгения Онегина», а другой героиней – зарубежной.

– Платье под «ампир» было куплено заранее и перешивалось, подделывалось, подстраивалось, обязательно, чтобы соответствовать. А ориентировались больше на «Гордость и предубеждение» по Джейн Остин. У нас даже здесь на бале два танца, которые были в этом фильме, – отметила Ольга Федосова.  

Для справки: каждый бал предполагал новый наряд. В эпоху Пушкина бальное платье незамужней девушки было более простым, без украшений, а вот замужние женщины одевались настолько роскошно, насколько позволял достаток мужа. Великому поэту приходилось тратить изрядные суммы на наряды Натальи Николаевны, чтобы она смогла на балах блистать.

Этикет той эпохи предписывал дамам всегда держать спину прямо, говорить негромко, жестикулировать сдержанно, вести себя со всеми благопристойно и учтиво. Надо помнить, что ты  всегда на виду, как на подиуме. Всё должно быть безупречно. И дамы современности старались все эти требования соблюдать так же тщательно, как и в светском обществе два столетия назад.  

Мужской бальный костюм – фрак, жилет и панталоны.  Требования к их внешнему виду несколько проще, чем у дам: можно было носить один и тот же костюм, пока тот не износится или не перестанет сидеть по фигуре.

– К сожалению, мы не совсем по эпохе одеты, мы просто приближаемся к той эпохе. Единственное, что шейный платок из той эпохи. Фрак, например, это конец 19 века. Там много нюансов. Я сам узнал вот недавно, почему мужчины все были в белых бабочках. Оказывается, что в конце 19 – начале 20 века слуг в хороших ресторанах тоже стали одевать в бабочки, чёрные. Поэтому аристократия стала носить только белые бабочки. А вот завязывать всё равно у меня не получилось. Это мне девочки завязывали, у самого ещё опыта нет, – рассказал Александр Карпов.

Атмосфера бала вдохновляет. Все участники с удовольствием натанцевались.  На отдых и обсуждение всего, что было, совсем немного времени. Желание разучить что-то новое и интересное у студийцев не иссякает. Впереди новые вальсы и кадрили, и, конечно, новые балы…