По данным РБК эксперты и чиновники заявили о возникновении тренда на чеболизацию российской экономики. Руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП Дмитрий Белоусов отметил, что чеболизация оправдана в современных условиях, но должна рассматриваться лишь как этап развития. Он подчеркнул, что это не должна быть «мечта на веки вечные».
Первый замглавы Минпромторга Василий Осьмаков сообщил, что под влиянием экономических санкций в стране усилился тренд на объединение финансовых, торговых и промышленных активов в крупных бизнес-структурах. Он отметил, что в условиях серьезных санкций у промышленных организаций появилась необходимость в финансовом партнере и сбыте продукции через торговые компании. Осьмаков уверен, что тренд на чеболизацию в России будет продолжаться, так как у банков есть деньги и возможность формировать и финансировать долгосрочную стратегию для своих промышленных «дочек».
Эксперты предупреждают, что прямое заимствование корейского опыта несет риски для российской экономики. Модель чеболизации имеет право на существование, но необходимо учитывать особенности российской экономики и избегать ошибок, которые были допущены в Южной Корее. В частности, чеболи в Южной Корее часто ассоциируются с коррупцией, непрозрачной структурой владения и неэффективными проектами.
Термин «чеболизация» происходит от корейского слова «чеболь», которым обозначают форму торгово-промышленных многоотраслевых конгломератов в Южной Корее. К крупнейшим чеболям относятся Samsung, LG, Lotte и Hyundai. Их ключевые особенности — сосредоточение власти в руках семейных кланов, объединение в одной структуре множества разнопрофильных бизнесов и получение масштабной господдержки.
В России аналогами чеболей можно считать такие компании, как ВТБ, Объединенная судостроительная корпорация, «Сбер» и Газпромбанк. Эти компании активно работают по промышленным активам и формируют долгосрочные стратегии для своих дочерних предприятий. Замдиректора центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ Анна Федюнина отметила, что «Сбер» имеет в своей структуре не только финансовый актив, но и образовательный элемент, ретейловую площадку и даже собственные гаджеты.
Формирование «институционального каркаса» российской экономики за счет крупнейших компаний имеет право на существование, но важно создать нормальный промышленный капитал с финансовой составляющей. Белоусов предложил использовать термин «концерн» в качестве аналога термину «чеболь» в российских реалиях.