45 лет назад на экраны вышел легендарный «Чужой» режиссера Ридли Скотта. Тогда большинство фильмов ужасов отличались низким бюджетом. Очень низким… Настолько низким, что некоторые участвовали в съемках буквально за «спасибо». А вот на съемки «Чужого» был выделен очень даже приличный по тем годам бюджет, и привлечено несколько авторитетных специалистов. Фильм был смесью из ужаса и...

45 лет назад на экраны вышел легендарный «Чужой» режиссера Ридли Скотта. Тогда большинство фильмов ужасов отличались низким бюджетом. Очень низким… Настолько низким, что некоторые участвовали в съемках буквально за «спасибо». А вот на съемки «Чужого» был выделен очень даже приличный по тем годам бюджет, и привлечено несколько авторитетных специалистов. Фильм был смесью из ужаса и серьёзной научной фантастики, поэтому подход к его созданию был детальный и продуманный. Результат превзошёл все ожидания. «Чужой» до сих пор считается классикой и эталоном как фильм обоих жанров. А монстр, созданный сценаристом Дэном О’Бэнноном и художником Хансом Гигером, стал одним из самых узнаваемых злодеев в истории кино.

Примечательно, что Гигер, О’Бэннон и Скотт своей совместной работой разорвали укоренившийся шаблон. Тогда инопланетяне, и положительные и отрицательные, изображались разумными представителями высокоразвитых цивилизаций. Здесь же инопланетная форма жизни являлась изобретательной и хитрой, но при этом неразумной, бескомпромиссно жестокой и агрессивной. А благодаря стараниям сценаристов и художников добавлялась и игра на подсознательном. Щелчки и шипение, которые монстр издаёт во тьме, вместе с его насекомоподобными повадкам дёргали за нити иррационального и инстинктивного страха. И все это смешивалось с гнетущей атмосферой тёмного и беззвучного космоса – смертельно опасной для человека средой.

Потом вышел не менее успешный сиквел «Чужие» режиссера Джеймса Кэммерона. Вместо одного монстра теперь их был целый улей. Но и люди были не так беззащитны: колониальные морпехи вполне неплохо противостояли полчищам алиенов. Фильм уже был несколько другим по настроению, но сохранил и даже развил дух инопланетной угрозы. В первом фильме один паразит из космоса смог истребить почти весь экипаж корабля. Во втором – полчища пришельцев без особого труда захватили целую колонию. К слову, в этом же фильме абстрактный Alien (пришелец, инопланетянин, чужой) впервые обзавёлся оригинальным названием – ксеноморф.

А потом что-то определенно стало идти не так. Третья часть прошла через производственный ад и, хоть и была успешна коммерчески, произвела на фанатов смешанные и отрицательные впечатления. Потом вышел четвёртый фильм, который представлял собой проходнячок на один раз. Но это было мелочью по сравнению с последующим разочарованием.

Ридли Скотт, один из создателей первого фильма, внезапно вернулся к истокам. И сперва выдал сомнительный «Прометей», а потом окончательно похоронил франшизу, выкатив «Чужой: Завет». Сопереживать колонистам дегенератам с нулевым инстинктом самосохранения и так было тяжело. Но когда к этому прибавляется аляповатый сценарий с флейтами в пещерах – это перебор. Тут стало ясно, надо что-то менять. В первую очередь – режиссера.
Новость о создании нового фильма про ксеноморфов многие восприняли неоднозначно. С одной стороны, еще свежи негативные впечатления от фильмов Скотта. Да и со времен сиквела зритель не видел ничего однозначно хорошего. Поэтому план казался провальным ещё на стадии задумки и выглядел как попытка оживить мертвечину. Но, к съемкам привлекли вполне неплохого режиссера ужасов – Феде Альвареса. Кроме того, создатели открестились от всех неудачных творений, и заявили, что действие фильма происходит между первым и вторым фильмом о чужих.
Так каким получился «Чужой: Ромул»? Расскажет КиноКузбасс.

Сюжет
История фильма стартует в отдаленной шахтерской колонии. Группа молодых людей с малых лет живёт на чужой для себя планете в не самых благоприятных условиях: отсутствие солнца, никакущая экология, бедность, обилие маргинальных элементов, а также постоянные подлянки со стороны единственного работодателя и владельца колонии – корпорации Вейланд Ютани. Но у ребят появляется шанс обыграть пластмассовый мир. Они заметили на орбите планеты брошенный корабль корпорации. На нём могут находится криокапсулы, благодаря которым молодые люди могли бы погрузиться в сон на несколько лет и долететь до колонии с более благоприятными условиями, где корпорация их не достанет. Но, само собой, всё идёт не по плану.
Сперва обнаруживается, что объект на орбите является не просто кораблём, а крупной космической станцией под названием «Ромул и Рем». Потом выясняется ещё несколько неприятностей. Одна из главных – на корабле занимались исследованиями иноземных форм жизни – ксеноморфов. Те пробуждаются от криосна и вырываются на свободу. И теперь колонистам-мародёрам нужно искать способ спастись с корабля.
Сам по себе сюжет одновременно играет на старых и узнаваемых деталях, но в то же время вносит и новые идеи. Видно, что создатели фильма знали, с чем работают, что из этого стоит разнообразить, а что оставить нетронутым. Кроме того, история фильма, несмотря на некоторую предсказуемость, развивается закономерно. Все кто видел хотя бы один фильм про Чужого, уже понимают, к чему все идет. Но в то же время, у сюжета есть свои крючки новых мини-интриг, благодаря которым зрителя удаётся зацепить.
Также история фильма является одним большим ювелирно переделанным оммажем. Многие сюжетные ходы предыдущих фильмов повторяются, а порой Альварез покадрово цитирует некоторые моменты из классики. Но в то же время, у фильма много новых идей, которые стоят внимания.

Космос для молодых
Что сразу бросается в глаза, все основные действующие лица – молодые люди в возрасте примерно 20-25 лет. И это неплохо меняет привычные впечатления от франшизы. В предыдущих фильмах почти все основные персонажи были зрелыми работягами, вояками, колонистами и учеными в возрасте 35-50 лет. Поэтому приход более юного поколения ощущается свежо и любопытно.
По словам Альвареса, идея снять кино про более молодых колонистов возникла у него при просмотре специального издания «Чужих» 1986 года. Там была сцена, где дети колонистов играли и бегали по жилым отсекам комплекса. Альварес задумался, каково расти на планете, которая ещё только осваивается. И он подумал, что было бы интересно однажды рассмотреть этих персонажей спустя 20 лет, уже повзрослевшими. Поэтому он не упустил возможность и реализовал задуманное в «Ромуле». И реализовал отлично. Хорошо показано, как молодым людям надоело проводить свои лучшие годы в шахтерской колонии на закоулках вселенной.
Что ещё радует, молодые люди ведут себя соответственно возрасту. Они более импульсивны, более склонны к авантюризму, и в то же время чаще проявляют изобретательность. Что радует, почти все персонажи ведут себя плюс-минус адекватно ситуации, в которой они оказались. Но именно, что почти все. Как и положено, фильм не мог обойтись без главного барана, из-за которого начались бы проблемы. Но даже его поведение постарались вменяемо объяснить.
В целом, персонажи очень быстро располагают к себе. Это неплохие и в целом положительные ребята. Они попали в ловушку не столько из-за жадности или глупости, сколько из-за желания выбраться из колонии, где их не ждало ничего кроме беспросветного мрака (причем буквально). Поэтому когда ксеноморфы выходят из спячки и начинают охоту на них, это создаёт напряжение.

Человек из машины
Ещё одним важным элементом «Чужих» были андроиды-синтеты. Благодаря своей способности переносить тяжелейшие повреждения, обильным знаниям и другим плюшкам, те могли оказаться как хорошими союзниками для людей, так и ещё большей угрозой чем инопланетные чудища. Какими оказались местные кибернетические организмы?
Тут их целых два с половиной. Полтора из них – Энди, поначалу производит впечатление человека с ментальным расстройством. Он выглядит как недалекий, наивный, но в то же время абсолютно бескорыстный и самоотверженный добрячок. Причина в том, что хоть он и выглядит как молодой парень, на деле является морально и физически устаревшим андроидом с тормозами и глюками. Перед людьми Энди практически беззащитен без своей хозяйки Рейн, которая в свою очередь относится к нему как к брату. Благодаря актёрам в связь между персонажами веришь и им хочется сопереживать больше всего.
При этом в определенный момент на Энди выкатывают пакет обновлений. И после него он становится абсолютно другим. Вместо недалекого и бескорыстного друга ребята встречают хладнокровную, циничную и сверхрациональную машину с нулевой эмпатией. И тут стоит похвалить актера Дэвида Джонссона Фрэйя. Он отлично отыграл двух разных персонажей в теле одного андроида.

Ещё одной приятной неожиданностью (или ожидаемостью) стал синтетик Рурк, чья внешность полностью скопирована с андроида Эша (Иэн Холм) из первого фильма «Чужой». Тот не только стал живым и приятным оммажем в сторону первого фильма, но и важным для сюжета персонажем.
Вообще, раз уж зашла речь об оммажах…

Новый поезд на старых рельсах
Действие фильма происходит между первым и вторым фильмом про ксеноморфов. Поэтому здесь хорошо воспроизведены внешние атрибуты этих кинополотен. Для работы над декорациями Феде Альварес специально привлёк спецов, которые занимались оформлением второй части. А значит…
Прощай сай-фай экраны и ярко-освещенные корабли для ванильных и соевых астронавтов из «Прометея» и «Завета». Привет минимализм, выпуклые экраны компьютеров и тусклое освещение призванное экономить не бесконечную и не восполняемую в космосе энергию. Колония и корабли корпорации монополиста выглядят как корабли и колонии корпорации монополиста: минимум комфорта и минимум затрат для максимальной прибыли.
Всё это вызывает ассоциации с удачными фильмами про чужих и настраивает на нужный лад. Кинополотно хорошо воспроизводит атмосферу старых фильмов, но использует и новые идеи. Благодаря этому, старые визуальные решения выглядят не как реанимированная рухлядь, а как ностальгическое и модифицированное ретро.
И пора бы уже сказать пару слов о главном ностальгическом элементе.

Старые-новые чужие
Ксеноморфы в фильме сделаны одновременно так, чтобы вызвать у зрителей ассоциацию с предыдущими кинополотнами, и в то же время продолжают тенденцию ювелирного обновления. Местами личинка чужого выглядит один в один как аниматроник из первого фильма. Но благодаря игре со светом и графике, выглядит она более живо и натурально, чем зубастая кукла.
При этом местные алиены обзавелись любопытным обновлением. Лицехваты из предыдущих фильмов практически всегда нападали сразу покинув кокон, а остальное время безвылазно ждали возможности напасть. Здесь же они вылезают из искусственного инкубатора, и превращаются в таких же охотников, как и взрослые особи. Они напоминают смесь из паука и скорпиона: такие же быстрые, опасные и чреваты инфарктом для арахно- и инсектофобов.
Также в кинокартине появился новый монстр. Какой именно? Рассказать было бы спойлером. И с одной стороны, кого-то он может разочаровать и вызвать неприятные флешбеки. С другой, Альварез очень неплохо сыграл на одном из распространенных страхов, за что ему отдельный плюс.

Итог
«Чужой: Ромул» получился одним из лучших фильмов на стыке ужаса и фантастики за последние несколько лет. Чего уж таить – это лучший фильм про чужих со времен второй части. Если вам нравятся первый и второй фильм франшизы – «Ромул» для вас. Если вам хочется посмотреть новенький и крепкий хорорр – «Ромул» для вас. А если хотите посмотреть нестандартный фильм с философским подтекстом то, неожиданно, «Ромул» тоже для вас. Избегать фильма стоит только ярым противникам ужасов и крови на экране, а также арахно- и инсектофобам.