КиноКузбасс: «Последний Ронин» – вторичен и оригинален одновременно

Постапокалипсис – жанр, на котором в свое время многие именитые режиссеры начинали свою карьеру. А не такие именитые (но тоже талантливые) пытались начать и в итоге им же заканчивали. Жанр, где много как популярных, общеизвестных и дорогих произведений, так и нишевых и низкобюджетных, но от этого еще более очаровывающих кинополотен.

Многие знают про «Безумного Макса», благодаря которому Джордж Миллер и Мэл Гибсон на высокой скорости ворвались в историю мирового кинематографа. Синефилы постарше наверняка вспомнят про то как «Последняя битва» помогла Люку Бессону и Жану Рено пробить себе первые шаги во французском кино. А некоторые знатоки с теплой ностальгией и легкой тоской вспомнят про «Шестиструнного самурая» и «Парень и его пес», которые заслуженно считаются одними из самых культовых кинокартин жанра, но которые провалились в прокате и стали единственной достойной работой в карьере режиссеров. Хотя Дон Джонсон, снявшийся в «Парне», скорее всего, не жалуется.

Не обходил этот жанр советских и российских кинематографистов. Мрачные картины жизни человечества после локальной или глобальной катастрофы можно было наблюдать в фильмах «Сталкер», «Письма мертвого человека», «Посетитель музея», «Псы» и «Дикий Восток». Потом долгое время тема жизни после армагеддона обходила стороной российское кино, но не так давно стали наблюдаться сподвижки и в этом жанре. Были как неидеальные, но вполне неплохие попытки, вроде сериалов «Выжившие» и «Аванпост» (именно сериал, а не фильм), а также «Эпидемия», которая оказалась не только хорошим, но и злободневным сериалом (премьера пришлась на начало пандемии COVID-19).

Во многом благодаря хорошим тенденциям новость о скором выходе «Последнего Ронина» воспринималась положительно. Прибавлял интерес и Юрий Колокольников на главной роли. А добавлял интриги тот факт, что для клипмейкера Макса Шишкина фильм является дебютом в большом кино. Оправдались ли повышенные ожидания? Расскажет КиноКузбасс.

КиноКузбасс: «Последний Ронин» - вторичен и оригинален одновременно
Фото: Кинопоиск

Сюжет

Действие фильма происходит в будущем, спустя 100 лет после ядерной войны. Мир выжжен, солнце жжет сильнее, чем обычно, остатки человечества ютятся на пустошах, а главной валютой стали патроны калибра 9 мм и 7,62. По пустоши странствует одинокий Ронин без имени, которого хотят убить охотники за головами и дикари. На пути он встречает девушку, которая просит проводить ее к месту, где она родилась. А взамен она предлагает 10 патронов 7,62. Ронин соглашается и начинается путь парочки через пустоши, наполненные дикарями, каннибалами и прочими пушистиками местной фауны.

Завязка сюжета вполне классическая для кинополотна подобного жанра. Есть опытный и умелый главный герой, способный в одиночку противостоять трудностям жизни в пустоши и ее обитателям. Есть малоопытная пубертатная язва, которая просит отвести ее в пункт назначения. Есть пустошь, наполненная суровой безжизненностью. И есть опасные фрики и боевые бомжи, готовые бесславно погибнуть в попытках напасть на главного героя.

Несмотря на классическую завязку, сюжет делает самое главное – интригует. Становится ясно, чем данная вселенная похожа на другие в жанре постапокалипсиса и чем она может отличаться от них. Речь именно про может, потому что, к сожалению, чего-то своего у «Последнего Ронина» не так много.

КиноКузбасс: «Последний Ронин» - вторичен и оригинален одновременно
Фото: Кинопоиск

Весь фильм – один большой оммаж

Одна из главных прелестей «Ронина» является и его главной слабостью. При просмотре видны откровенные оммажи в сторону известных кинофильмов и других произведений. Фильм начинается с прямого цитирования «Терминатора», когда ботинок героя крошит человеческий череп на песке. Главной валютой являются патроны, как было в книге и играх вселенной «Метро». А при дальнейшем просмотре становится ясно, что та или иная деталь отсылает к «Шестиструнному самураю», «Дороге», «Книге Илая» и «Киборгу» с Ван Даммом. И тут речь только про откровенное цитирование. Потому что отсылок так много, что поневоле и менее заметные детали начинаешь воспринимать как отсылку к «Земле вампиров», «7 самураев», «Хороший, плохой, злой». Тут-то и становится заметна главная проблема – в фильме много хорошего, но чужого. И мало хорошего своего.

«Ронин» очень увлекает отдельными сценами, но кинополотну явно не хватает идейной целостности и более крепкого сценария. В своем стремлении наполнить фильм как можно большим количеством отсылок на другие произведения, авторы лишают его самобытности. Также из-за этого создается ощущение, что зрителю показывают не одно структурированное произведение, а набор из клипов.

КиноКузбасс: «Последний Ронин» - вторичен и оригинален одновременно
Фото: Кинопоиск

Нежизнеспособный апокалипсис

Также порой возникают вопросы и к жизнеспособности вселенной. Например, главной валютой стали самые распространенные патроны: 9 мм и 7,62. Но почему? Почему человечество обходит вниманием калибр 5,45, который не менее часто используется и в военном, и в гражданском оружии? Почему оно обходит вниманием патроны с дробью? Непонятно, но ОК, принимаем правила игры.

Также вовлеченности мешает внешний вид определенных деталей. В частности костюмы главных героев. Со времен ядерной войны прошло 100 лет. Люди деграднули настолько, что разучились добывать свинец, создавать порох и клепать патроны (хотя в кадре мелькнула пара самопалов). Но зато остались достаточно развиты, чтобы добывать, обрабатывать и красить хорошим материалом кожаные вещи, вроде пальто главного героя. Причем выглядит оно так, будто тот всего день-два назад позаимствовал его с какого-то модного показа. Про не менее сложную в изготовлении кожаную обувь вообще ни слова (привет «Дорога», где некоторые носили вместо ботинок обвязки из мусора).

КиноКузбасс: «Последний Ронин» - вторичен и оригинален одновременно
Фото: Кинопоиск

У местных санитаров подземелий нет производства патронов, но есть своя «БананСиага»… любопытно… Костюм девушки и главгада вызывает не меньше вопросов. И смотрится это так, будто персонажи явно должны были встретиться раньше, на одном и том же модном показе. Оправдания же в стиле «Это одежда с довоенных времен» отметаются сразу. Просто походите в новой кожаной куртке по пустыне несколько недель, и она очень быстро станет не новой.

Это при том, что остальные действующие лица смотрятся соответственно сеттингу. Лохмотья, более грубые ткани, зафактуренные старые элементы экипировки. Даже подобие кимоно, что носит герой Колокольникова, выглядит более аутентично. Что мешало также искусственно состарить остальную одежду главных персонажей? Непонятно…

Порой фильм начинает противоречить законам собственного мира. Например: рынок, где торгуют кланы, чуть ли не священное место со своим строгим набором правил, и где нарушителей строго карают. А потом на этот рынок спокойно наведывается банда дикарей, которая в открытую нарушает правила, игнорирует местную власть и без последствий покидает его.

А еще бывают моменты на уровне роялей в кустах. Например, зрителю весь фильм говорят о значимости местных расстояний, которые людям приходится преодолевать пешком. Но когда главному герою надо, он то ли телепортируется в храм нужной ему группировки, то ли он очень удачно оказался неподалеку от логова главного злодея.

К слову о действующих лицах…

КиноКузбасс: «Последний Ронин» - вторичен и оригинален одновременно
Фото: Кинопоиск

Безжизненная серость

Главные и многие эпизодические персонажи «Ронина» хороши ровно до одного момента – когда они начинают говорить. Проблема в том, что порой персонажи говорят слишком много или слишком мало. Главный женский персонаж слишком много говорит о прошлом, но при этом зрителю никак его не демонстрируют. Она часто говорит про мать и как ее ненавидела, и какой жестокой она была с ней, но зрителю ничего не покажут из этого и даже не намекнут. Это как если бы в «Дороге Ярости» невесты Несмертного Джо рассказывали, как они ненавидят своего мужа-тирана, но зрителям так и не показали бы ни Несмертного, ни его подчиненных.  Или если бы Фурриоса говорила про свое племя, а в итоге его бы не показали.

При этом таинственность Ронина поначалу вполне неплохо работает. Его разыскивают и хотят убить. За что именно, поначалу непонятно, но зрителю дают вполне достаточно намеков, чтобы тот сам все понял. Проблема в том, что потом предыстория героя становятся более детальной, но это ни к чему не ведет и лишает героя хотя бы таинственности. Какой-то закономерной развязки или раскрытия персонажа и его предыстории не происходит.

Тут вспоминается презентация еще одного героя постапока в коже: Змея Плискина из «Побега из Нью-Йорка». Там после пары реплик и общих деталей зритель вполне прозрачно видит намеки и на прошлое персонажа и на общее устройство мира. И потом понимает, что герой войны с кучей наград явно не от хорошей жизни пошел грабить хранилище федерального резерва и ненавидит страну, от которой принимал награды. И что самое главное, эти детали играют роль в сюжете и в его завершении. Есть ли такое у Ронина? Нет, подробности его биографии и особенности личности почти никак не влияют на происходящее.

КиноКузбасс: «Последний Ронин» - вторичен и оригинален одновременно
Фото: Кинопоиск

Также некоторые сцены фильма ощущаются как через чур растянутые и не нужные. Если экшен в фильме и атмосферные сцены смотрятся на одном дыхании, то момент встречи с главным злодеем и диалог с ним вызывает зевоту и желание возопить «Да сколько можно!? Когда уже будет что-то интересное!?»

Местный главгад тоже вызывает вопросы. Чел в кожаных брюках, любящий говорить на французском и манерно смеяться, командует кучей суровых вооруженных мужиков с боевым опытом. Его попытались оправдать демонстрацией боевых навыков, но этого мало, чтобы командовать толпой. Если он не может впечатлить зрителя через экран, то как он впечатляет своих подчиненных? Местного злодея попытались сделать великолепным и харизматичным мерзавцем вроде Джокера и Ганса Ланды («Бесславные Ублюдки»), или хотя бы Прохора из «Охоты на пиранью». Но в итоге получился просто манерный мерзавец.

Ах да, раз уж на то пошло. Тут не обошлось и без пары клишированных сцен в стиле «Злодей может легко убить героя, но не убивает». И пускай одну из них еще можно как-то оправдать. А вот одна из первых подобных сцен смотрится максимально натянуто и глупо.

После такого обилия вопросов, может возникнуть впечатление, будто в фильме нет ничего хорошего. Но, это не так…

КиноКузбасс: «Последний Ронин» - вторичен и оригинален одновременно
Фото: Кинопоиск

Атмосфера и экшен спасают все

Да, фильм во многом вторичен. Да, определенные моменты вызывают вопросы, в большинстве своем риторические. Однако «Последнего Ронина» все еще интересно смотреть. Режиссер фильма Макс Шишкин сделал самое главное – воссоздал и передал нужную атмосферу. Удается это благодаря синтвейву в качестве саундрека, костюмам, декорациям и удачной натуре (лучшим действующим лицом фильма необходимо заслуженно признать Казахстан с его пейзажами). Тут даже упомянутые выше аляповатые и странные моменты играют на руку. Потому что в итоге они становятся частью общей картины, где автор сублимирует любовь ко всему жанру в целом. Для завершающего штриха не хватает разве что формата картинки 4:3 и ряби как в старом телевизоре.

Также есть моменты, которые очень хорошо удались, как с точки зрения киноязыка, так и с точки зрения демонстрации законов собственной вселенной. Зрителю говорят, что патроны – дорогой и исчерпаемый ресурс. А потом это наглядно демонстрируют, благодаря небольшим, но удачным и метким сценам. Огнестрел воспринимается не просто как оружие, а как серьезное преимущество, символ силы и власти. Есть сцена, где один из персонажей просто очень громко передергивает затвор старого автомата. И в этот момент все окружающие затихают.

Продолжая тему дефицита пуль. Это предпосылка для обилия холодного оружия и его активного использования. Создатели не только понимают это, но и принимают эту деталь картины со всем энтузиазмом. В фильме отличная и зрелищная боевая хореография, которая круто поставлена и отснята. Работа постановщиков и оператора – демонстрирует не просто хороший, а местами прорывной уровень.

Видно, что над фильмом работали. И видно, что это делали люди, которые любят и знают жанр, с которым они работают. Поэтому упомянутые ранее недостатки при желании можно простить.

И еще, несмотря на чрезмерное обилие вторичных деталей, у фильма бывают моменты оригинальности. И, что самое главное, это одни из лучших моментов фильма. Речь про местный клан «Купола». Они выглядят круто, они вызывают желание узнать больше про себя и вселенную фильма. И будь у фильма больше таких самобытных элементов – он наверняка смотрелся бы лучше.

КиноКузбасс: «Последний Ронин» - вторичен и оригинален одновременно
Фото: Кинопоиск

Итог

Из-за обилия оммажей и дефицита самобытности «Последний Ронин» является неплохим жанровым произведением. Он наверняка понравится любителям постапокалипсиса, фанатов может подкупить обилие цитат из культовых кинополотен. И тут любители жанра, скорее всего, поделятся 50 на 50. Одни будут задаваться вопросом: «А где что-то новое?». А другие будут просто спокойно получать удовольствие, глядя как Колокольников странствует по Казахстану под синтвейв.

Также кино наверняка понравится тем, кто хочет увидеть хороший экшен. С картинкой и звуком у фильма все отлично. Сценарий, вызывает закономерные вопросы, а не безудержное желание выйти из кинозала, поэтому в целом фильм воспринимается положительно. К тому же, если до этого вы не так часто смотрели фильмы подобного жанра, может оно и к лучшему. Тогда «Последний Ронин» будет восприниматься вами менее предвзято. Фильм достоин и просмотра, и похода в кино, просто стоит быть готовым к некоторым огрехам.

Кроме того, хоть «Ронин» и многое копирует из фильмов жанра постапока, нельзя отрицать и то, что при этом он вносит приятное разнообразие в конвейере однотипных российских кинополотен.  Поэтому во многом вторичный фильм при этом оказывается очень приятным и оригинальным событием.

Также хочется надеяться, что Макс Шишкин (для которого это дебют) извлечет нужные уроки и в будущем покажет зрителю не менее атмосферные и зрелищные фильмы. Увидеть чуть больше истории про тех же «Куполов» было бы здорово.