Журналистам показали место раскопок на территории музея-заповедника и ценные находки, которым более 2 тысяч лет.

Изучать археологический памятник Томская писаница, известный сохранившимися с древнейших времен наскальными рисунками, начали еще в начале XVIII века. Но Даниил Готлиб Мессершмидт и Филипп Стралленберг только зарисовали увиденную во время путешествия по Сибири наскальную живопись, оставив детальное изучение скалы с петроглифами потомкам.
Археологи – люди любопытные, спустя три с половиной века они подробно исследовали не только наскальные изображения животных и древних охотников, но и вершину скалы. В 1960-е годы там нашли фрагменты керамического сосуда, угли и обломки костей, чуть позже обнаружили несколько бронзовых бляшек с изображениями животных, в частности птицы и лошади, а также наконечник стрелы. Некоторое время площадка возле одной из двух лестниц, ведущих вниз к наскальным рисункам, не привлекала особого внимания ученых. Однако несколько лет назад археологи решили попытать счастья на хоженом-перехоженом посетителями музея месте и не прогадали.
«В 2023-2024 годах здесь нашли бронзовую бляшку со стилизованным изображением грифонов, предметы каменной индустрии, наконечник стрелы. Также была обнаружена площадка для производства минеральной краски с каменными пестом и плитой для растирания охры. Самые удивительные находки пришлись на этот полевой сезон, причем одна из самых интересных поджидала в непосредственной близости от лестницы. В ямке, обставленной обломками скальных плит, нашли три бронзовых предмета – бляшку с изображением кошачьего хищника, держащего в зубах барана с вывернутым крупом. Сверху была пряжка с изображением геральдических козлов. Все это древние люди накрыли миниатюрным топориком-кельтом», – поясняет старший научный сотрудник музея-заповедника «Томская Писаница» Наталья Моор.





Также во время июльских раскопок нашли бронзовую ременную пряжку в виде припавшего к земле кошачьего хищника и керамику кулайского (сер. I тыс. до н.э. – сер. I тыс. н.э.) и посткулайского времени с необычным «утиным орнаментом». Ученые определили, что прежние обитатели этих мест приносили в жертву богам или духам вотивные подношения, то есть не самих животных, а их копии. Из этой же серии и миниатюрный кельт, который для практических целей не годился. Предположительная датировка этих находок – V-III века до нашей эры.

В этом сезоне первую значимую находку сделал студент КемГУ Алексей Танков, который вместе со своими сокурсниками проходит на Томской писанице археологическую практику. Для Алексея это первые в жизни раскопки, и, как нередко бывает в научных исследованиях, артефакт он обнаружил случайно. Новичкам, как говорится, везет.
«Артефакт нашел буквально в первые дни практики. Едва начали копать, я решил посмотреть землю под собой и увидел непонятный предмет. Поначалу мы думали, что это обычный мусор, брошенный здесь кем-то из посетителей. Приняли за пластик, подозвали научного руководителя и при более внимательном осмотре определили, что это бронзовая бляшка с достаточно хорошей сохранностью, – рассказывает первокурсник Алексей Танков. – Конечно, появился азарт. После такой находки понимаешь, что здесь, возможно, лежит еще что-то ценное. Раскопки, как видите, это не просто научная работа, а еще и определенная доля везения. С таким же успехом эту бляшку мог найти любой человек, копни он в этом самом месте».



В другом секторе раскопа нашли каменную яму, обложенную сверху плитами. Рядом – следы кострища, судя по характерным следам, огонь в нем горел на протяжении длительного времени. Любопытно, что на этом раскопе в 2023 году нашли нижнюю челюсть и два зуба, принадлежавшие двум разным лошадям. По данным лабораторных исследований, жили они в эпоху раннего Средневековья (VI-VII века нашей эры). Нынче снова раскопали лошадиные кости, датировку которых еще предстоит определить. Но уже сейчас все улики указывают на то, что давным-давно здесь был жертвенник. Если сопоставить все находки, то несложно подсчитать, что это место считалось культовым как минимум 1 тыс. лет. А если принять во внимание, что рисунки на скале (самым древних из которых порядка 4 тыс. лет) по мнению большинства археологов тоже носили сакральный характер, можно предположить, что Томская писаница являлась святилищем для нескольких сотен поколений разных сибирских народов.
«Почитание древних мест в человеческой культуре распространено. Даже во времена освоения Сибири русским населением, когда церковь проводила активную миссионерскую деятельность, на Томи не был испорчен ни один из памятников наскального искусства. Народы сменяли друг друга, глядели на рисунки, навряд ли понимали их значение, но наверняка догадывались, что это сакральное место, и проводили здесь свои обряды. Старожилы рассказывают, что знахарка с близлежащего села Колмогорово еще в 1950-1960-е годы сюда, на скалу, водила людей лечиться. Некая духовная преемственность здесь проглядывается», – считает заместитель директора музея-заповедника «Томская Писаница» по научной работе Вадим Горяев.

На раскопочной площадке исследовано порядка 150 кв. метров, и ученые уже сейчас говорят, что это нестандартный археологический памятник. Грунт неглубокий, полтора-два штыка – и лопата упирается в скальную породу. Но на минимальной глубине соседствуют артефакты и лошадиные кости с разницей в тысячу лет.
Найденные бляшки с кошачьими хищниками – ярко выраженного скифо-сибирского звериного стиля, что подтверждает теорию о юге Западной Сибири на стыке позднего бронзового и раннего железного века как «плавильном котле», где активно перемещались степные, лесостепные и таежные племена. Археологи не исключают, что в других уголках музея-заповедника «Томская Писаница» своих исследователей ждут не менее интересные артефакты. Как выяснилось, находки там лежат буквально под ногами.

Фото: Сергей Исмагамбетов