В Кузбасском краеведческом музее готовят к открытию экспозицию «Бородинское поле – мемориал двух Отечественных войн».

«Живу на поле Отечественной войны, где вел бой Кутузов…»: в Кемерово привезли выставку, посвященную Бородинским битвам двух веков

На поле в окрестностях неприметной деревни Бородино в 125 км к западу от Москвы с разницей более чем в 100 лет развернулись важнейшие баталии Отечественных войн. 7 сентября (26 августа по старому стилю) 1812 года русские войска под командованием Михаила Кутузова дали генеральное сражение грозным наполеоновским полкам. А в октябре 1941 года в менее известных боях под Бородино, ставших частью грандиозной битвы за Москву, Красная армия сошлась в смертельной схватке с рвавшимися к столице гитлеровцами.

Две страшные и в то же время великие войны, по итогам которых России удалось отстоять свою независимость, сотрудники музея-заповедника «Бородинское поле» объединили в одном федеральном музейно-выставочном проекте. В Кемерово привезли подлинные предметы начала XIX века и времен Великой Отечественной войны, которые журналистам показали в преддверии открытия выставки. В экспозиции представлены элементы снаряжения и обмундирования, часть из которых найдена археологами на Бородинском поле, письма и личные вещи солдат двух эпох. Есть графические и живописные работы художников-баталистов, красочно демонстрирующие эпизоды Бородинского сражения 1812 года.

«Мы привезли около 240 предметов. Конечно, особый интерес представляют экспонаты наполеоновской эпохи. Посмотреть своими глазами настоящий гусарский мундир или кавалерийский штандарт начала XIX века – это дорогого стоит. Наверняка многие видели что-то подобное на картинах или иллюстрациях в книгах. Но проблема в том, что зачастую художники жили гораздо позже описываемых событий и, неплохо изображая общий антураж эпохи, при этом допускали неточности в деталях», – отмечает главный научный сотрудник музея-заповедника «Бородинское поле», куратор выставки Сергей Хомченко.

Обмундирование солдат той эпохи удивляет своей пестротой. Если сейчас бойцы почти всех армий мира, как правило, одеты в униформу цвета хаки, то примерно 200 лет назад, до появления дальнобойного и более точного нарезного огнестрельного оружия, военные могли позволить себе принарядиться. Даже в составе одного войска у полков, особенно кавалерийских, была своя расцветка или отличительные знаки. К примеру, на выставке «Бородинское поле – мемориал двух Отечественных войн» можно увидеть мундир из белого грубого сукна с синими обшлагами, принадлежавший всаднику Глуховского кирасирского полка, и красный доломан (короткая однобортная куртка с длинными рукавами) лейб-гвардии Гусарского полка со 120 пуговицами (практической пользы нет, зато эстетично).    

«Однако у русской армии XIX века все же основным был темно-зеленый цвет, как у выставленного здесь драгунского мундира. Но некоторые воинские части можно было отличить по цветам воротника и обшлагов. Даже приборный металл различался. К примеру, если при схожей расцветке у Киевского драгунского полка были желтые металлические пуговицы, то у казанских драгун – белые», – поясняет Сергей Хомченко.

«Живу на поле Отечественной войны, где вел бой Кутузов…»: в Кемерово привезли выставку, посвященную Бородинским битвам двух веков
Вальтрап (покрывало под седло) Татарского уланского полка с вензелем Александра I

Наполеоновская армия также представлена на выставке весьма интересными экспонатами – это и жилет вестфальского солдата с характерным шашечным орнаментом по краям, и голландский синий мундир (не зря наполеоновские войска еще называли «армией двунадесяти языков»).  Обращает на себя внимание французская шинель – тоненькая, явно не рассчитанная на суровые морозы русской зимы. К слову, Бонапарт и не собирался бродить по заснеженным полям России, а хотел перезимовать в Москве, откуда его впоследствии выгнал сильнейший пожар. На том же, кстати, «погорели» и немцы в 1941 году.   

Музейщики разложили на одном столе пехотные кивера начала XIX века и солдатские каски 1941 года, а также другое снаряжение двух совершенно разных эпох. Есть в этом глубокий символизм – спустя 129 лет на Бородинском поле потомки героев 1812 года сдерживали новых захватчиков.

«Живу на поле Отечественной войны, где вел бой Кутузов…»: в Кемерово привезли выставку, посвященную Бородинским битвам двух веков

На Бородинском участке фронта подступы к Москве обороняла переброшенная с Дальнего Востока 32-я стрелковая дивизия, в составе которой с гитлеровским вермахтом сражались бойцы из Кузбасса под руководством своего земляка, уроженца Кузнецкого уезда Виктора Полосухина. Поэтому для Кемерова экспонаты отбирали особо тщательно.

«Здоровье мое хорошее. Живу на поле Отечественной войны, где вел бой Кутузов. Силы наши крепки, и дух тоже», – зачитывает Сергей Хомченко отрывок из письма жене капитана Павла Сарыгина, призванного из Кемерова.

Кузбассовец написал эти строки 13 октября 1941 года, за несколько дней до своей гибели. Не менее символично, что жила семья Сарыгиных на улице Лермонтова – поэта, воспевшего на века Бородинское сражение 1812 года. Посетители смогут увидеть письмо Павла Сарыгина и другие военные документы на выставке «Бородинское поле – мемориал двух Отечественных войн», которая будет работать с 15 августа по 8 ноября.                

«Живу на поле Отечественной войны, где вел бой Кутузов…»: в Кемерово привезли выставку, посвященную Бородинским битвам двух веков