Чувство свободного полёта – извечная мечта человека. Не на борту самолёта, не в корзине аэростата, а как суровый Супермен или романтичный Ариэль. А ещё лучше – как беззаботный Питер Пэн, хохоча и дурачась. Ну кто из нас не загадывал таких желаний в детстве? У кемеровских детей с особенностями развития появилась возможность прикоснуться к мечте – в аэротрубе «Кузбасс-Арены». Группа ребят с различными ограничениями по здоровью начала занятия в рамках проекта «Школа полёта».
Создатели первых аэродинамических труб (Фрэнсис Уэнхем и Василий Пашкевич, конец XIX в.), вряд ли предполагали, что спустя полтора века их серьёзное военно-научное изобретение так полюбят дети. Впрочем, британский авиатор и русский военный инженер сегодня наверняка гордились бы собой. Ради того, чтобы подарить потомкам такую радость, стоило жить и изобретать!
В «Школе полёта» занимаются дети с ДЦП, сахарным диабетом, нарушениями слуха и зрения, аутизмом, задержкой психического развития и синдромом Дауна. Занятия в трубе для них – это не только полёт в буквальном смысле. Невероятный эмоциональный взлёт – вот главный результат таких тренировок, настоящее сокровище, которое ребята уносят с собой.
– Если есть какой-то шанс что-то изменить и помочь данной категории детей, я не хочу его упускать. Хочу, чтобы в их жизни что-то поменялось в лучшую сторону, чтобы они улыбались. Разукрасить их жизнь разными положительными эмоциями – это для меня очень важно, – признаётся куратор «Школы полёта» Виолетта Кириллова.
По словам родителей, поработав с инструкторами в трубе, их дети, без преувеличений, преображаются.
– Восторг! Даже в школе поведение лучше стало. Так как он не говорящий, он эмоциями и жестами показывал, что ему классно. Сам одевается. У нас иногда бывает, что мне приходится ему помогать, или он капризничает. А туда приходит, жестами показывает «отойди, мама». Идёт к инструкторам, сам берёт шлем и другую экипировку, сам на себя всё натягивает. Это какая-то важная ступенька в его жизни. Ступенька к космосу, – Лиана Пасечник гордится прогрессом своего сына Соломона.
Позитивные эмоции от полёта – это бесценно. Но важно и другое: занятия в аэротрубе – огромное подспорье для улучшения здоровья особенных детей. Уже после первых занятий родители ребят отмечают позитивные изменения. Согласно многолетним наблюдениям врачей, занятия в аэротрубе положительно влияют на мышечный тонус ребёнка, на развитие координации, снимают спастичность, способствуют укреплению нервной системы и улучшению иммунитета, улучшают сон и аппетит. И не перестаем держать в уме огромный эмоциональный подъём.
– У нас диагноз аутизм, для него это очень важно. Потому что только сильные эмоции толкают на развитие. Ему скоро шесть, речь запустилась около года назад. Задержка речи была серьёзная. А здесь – мы когда во второй раз поехали в трубу, он увидел здание, говорит – «летает». Для него это значимый, важный объект, он его запомнил. Общая динамика очень положительная. Он стал больше пытаться повторять: фразу из мультика, песенку из рекламы. Особенно хорошо получается в день занятий и на следующий, на подъёме после полётов, – делится радостью Ольга Гаргаева, мама маленького Ромы.
Успех школы зависти от мастерства педагогов. И «Школа полёта» – не исключение. Здесь не хватит одного только собственного опыта прыжков с парашютом и досконального знания особенностей аэротрубы. Недостаточно пройти специальные курсы по работе с особенными детьми (их инструкторы аэротрубы «Кузбасс-Арены», разумеется, прошли). Нужно любить детей и работу с ними, необходим искренний интерес, ведь фальшь дети обязательно почувствуют.
– Есть родители, которые боятся: мой ребёнок не пойдёт, испугается, не справится. У меня были такие же опасения. Максим и другие мальчишки – инструкторы, которые с ним летают – они очень легко нашли подход к нему. Он даже на привычных занятиях, у логопеда, например, не всегда открывается. А здесь парни – просто большие молодцы, – уверяет Ольга Гаргаева.
Волшебники! Все волшебники! И тренеры, и Виолетта и все кто помог нам эту радость испытать. Мы вам очень благодарны, – обращается к организаторам «Школы полёта» Лиана Пасечник.
Фото и видео: Виолетта Кириллова