Индиана Джонс – не имя, а легенда! Американский археолог впервые появился на экранах 42 года назад, в фильме «Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега». Примечательно, что создатели не изобрели ничего нового, а лишь реанимировали забытый на тот момент жанр. Тем не менее, эффект оказался феноменальным. Кинополотно Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга стало эталоном приключенческого кино и одним из лучших кинополотен в истории. А также одним из главных трамплинов в карьере Харрисона Форда.
После первого шедевра вышел уже более слабый, но всё ещё крутой приквел «Храм Судьбы». А позже мир увидел «Последний крестовый поход», который превзошел оба предыдущих фильма во всём. Легендарная франшиза завершилась на красивой и эпичной ноте.
Приключения доктора Генри Джонса-младшего стали источником вдохновения для других фильмов и игр. «Лара Крофт», «Мумия», «Uncharted» и другие известные франшизы. А уж то, сколько раз фильмы пародировали, не поддаётся подсчёту. Трилогия об историке, который занят поисками легендарных артефактов, сама стала достоянием истории и легендой кинематографа. И тут сами создатели франшизы решили всё испортить…
В 2008 году, спустя 20 лет после завершения трилогии, Лукас и Спилберг выдали миру «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». И поклонники были очень недовольны. Лучше всего их впечатления от просмотра передаёт серия «Китайская пробрема» сериала «Южный Парк».
Если же посмотреть на фильм максимально непредвзято, то он получился странным и проходным, что точно не дотягивает до уровня трилогии. И, хоть «Череп» и собрал кассу, отзывы зрителей дали понять – эксперимент был неудачен. Казалось бы, можно забыть произошедшее как страшный сон. Но тут со дна постучали.
Спустя ещё 15 лет Disney решили снова поэксплуатировать ностальгию и объявили о выходе фильма «Индиана Джонс и колесо судьбы». И маркетологи продвигали фильм как только могли. Сперва, как и водится, было заявлено о трепетном и уважительном отношении к герою и франшизе. Потом и сам Харрисон Форд заявил, что фильм получается классным и крутым. А завершал внушение оптимистичных ожиданий заявленный режиссер – Джеймс Мэнголд, снявший действительно отличные фильмы: «Ford против Ferari», «Поезд на Юму» и «Логан».
Казалось бы, вдруг студия всё-таки выдаст хороший фильм. Тем более, что не так давно вышли «Охоники за Привидениями: наследники» – хорошее кинополотно, в котором к оригиналу отнеслись уважительно. Может, и новый «Индиана Джонс» стал таким? Расскажет КиноКузбасс.
Сюжет
На дворе шестидесятые и Индиана Вжбанс спокойно коротает дни до пенсии в родном университете. Но всё меняется, когда к нему приходит его крестница. Она предлагает ему отправиться на поиски артефакта – механизма Архимеда. Джонс ещё не успевает пробурчать ответ, как к ним на хвост садятся традиционные враги – нацисты, недобитые после Второй Мировой. И начинается традиционное приключение.
Ну, как приключение. Сразу выявляется первая проблема сюжета – величие артефакта. Ковчег Завета или Священный Грааль – нарицательные, которые не нуждаются в представлении. Название уже говорит о том, что стоит на кону, и что нельзя отдавать их эталонным злодеям. А здесь – механизм Архимеда. Фильм, конечно, даёт пояснения, чем он важен. Но по сравнению с предыдущими артефактами – накал явно слабее.
И потеря запала наблюдается не только в главной цели приключения. Злодеи – тоже обмельчали. Помощники героя смотрятся слабо. А главный герой… над ним будто снова решили поиздеваться.
Что они сделали с Индианой…
Сперва кинозалу показывают мультфильм, то есть компьютерного Индиану Джонса. Смотрятся данные сцены очень комично. Мыльная мультяшность персонажа контрастирует с реальными декорациями, актёрами и всем остальным окружением.
Тем не менее, это лучшая составляющая фильма. Индиана Вжбанс – в самом рассвете сил. За 10 минут вырубает 6 нацистов одними кулаками (4 из них – с одного удара). А потом ещё и устраивает схватку с офицером мини-боссом и спасает артефакт. Эксплуатация ностальгии, но смотрится бодро и весело. Даже мультяшность Джонса можно простить. А потом нас переносят к живой версии Индианы…
Харрисон Форд отлично выглядит для своих 18 с хвостиком. Кожаная куртка и шляпа всё ещё придают брутальности. В сценах, где Джонс просто присутствует, всё идёт хорошо. Но когда речь заходит об экшене и пластике – на него становится больно смотреть.
Сцены погонь и передряг с участием Форда выглядят как откроенное издевательство над пожилым актёром. При просмотре больше сопереживаешь не персонажу, а актёру, который его играет. Это как наблюдать за тем, как ваш любимый дедушка решил пройти полосу препятствий спецназа ГРУ. Его смелости, конечно, можно позавидовать, но пускать на полигон никто не рискнёт.
Ещё одна проблема – обесценивание персонажа. Герой, четырежды спасавший мир, прошедший огонь, воду и немецкие бункеры, здесь представлен как одинокий и забытый старик, которого все норовят списать в утиль. Насколько всё плохо без спойлеров не рассказать. Но поверьте, на фоне этого «Хрустальный череп» просто эталон любви и уважения к персонажу.
Небедные родственники и никакущие крестники
На фоне увядающего Индианы зрителям навязчиво пытаются продвинуть нового персонажа – Хелену, крестницу Джонса. И, похоже, создатели совсем не хотят учиться на ошибках. Помните, как в предыдущем фильме археологу в напарники дали Шайю ЛаБаффа. Помните, насколько удачно это было? Так вот, по сравнению с новыми персонажами – Генри Джонс-III просто эталон. Хелена обладает слабой предысторией, но подаётся как авантюрист ничем не хуже Джонса. Почему? Просто примите это как данность.
Между отцом и сыном Индианы из предыдущих фильмов можно было провести наследственную параллель. Герой Шона Коннери был более интеллигентен, чем сын. Но в бойкости, изобретательности и харизматичности ничем ему не уступал.
Герой ЛаБаффа хоть уже смотрится слабее, но всё ещё приемлемо. В плане авантюризма и смелости персонаж вполне справлялся с ролью сына Индианы. В обоих упомянутых случаях куцая предыстория простительна. Потому что зритель может провести параллели между героями.
С Хеленой такое не выйдет. Дочь кроткого и мнительного оксфордского ученого внезапно оказывается авантюристкой и роковой женщиной. Ради неё ближневосточный мафиози готов перевернуть вверх дном целый город. А она, в свою очередь, способна без зазрений совести обмануть близких людей и занимается поиском реликвий только с целью наживы. Тут уже простой данностью не обойтись. Такое далёкое падение яблока от яблони принято объяснять. Но создателям, видимо, было лень.
Хотя, дурная наследственность сказалась не только на ней.
Нестрашные злыдни и немировое зло
Фильм хорош настолько, насколько хорош его злодей. Местный главгад в исполнении Мадса Миккельсена поначалу выглядит интересно и любопытно. Но с каждой сценой начинает всё сильнее сливаться. Сперва из-за своих фриковатых подручных, которых явно нанимали в дурке для детсадовских злыдней. А потом из-за собственной ничтожности.
Помните злодеев из предыдущих фильмов? Это были определенные личности, но они воплощали мощь чего-то более крупного и опасного. За двумя из них стоял безжалостный и бескомпромиссный Третий Рейх. За другим – огромный и могущественный культ, а в последнем фильме нерушимый Советский Союз. Державы, которые стремятся к господству и силе.
За плечами Мадса Миккельсена стоит лишь кучка остолопов, которые хотят неизвестно чего и зачем. Поэтому и выглядит он не как опасный представитель зла, а как датский актёр, который старается просто отработать гонорар.
Впрочем, злодеи не единственные, кто потерял в мощи.
Безопасные руины
Одна из главных сцен, которая ассоциируется с Индианой Джонсом, – момент спасения героя из ловушки. Когда огромный камень вот-вот раздавит его в небольшом тоннеле. На протяжении всей франшизы столкновение с древностью было чревато для персонажей. В руинах были устроены ловушки и головоломки преодоление которых требовало хороших физических навыков, знания истории и изобретательности.
Местные же руины опасны только для арахнофобов со слабой психикой. Никаких ловушек или смертельно-опасных квестов в фильме нет. Только кучка угрей и насекомых, которые раздражают и задерживают героев, но серьезной опасности не представляют.
В предыдущих фильмах героям нужно было постараться, чтобы выбраться живыми из руин. Здесь же героям нужно постараться, чтобы ветхие катакомбы начали представлять хоть какую-то опасность.
Итог
«Индиана Джонс» всегда был историей о бойком археологе, который вместе со своими колоритными друзьями противостоит могущественным злодеям и проходит через опасные руины. «Колесо судьбы» показывает, как пожилой профессор вместе с плоскими персонажами противостоит блеклым злодеям и проходит через унылые катакомбы.
Если смотреть на фильм в вакууме, то он получился просто проходнячком на один раз. Но если хоть на секунду вспомнить, чем был «Индиана Джонс», становится грустно. Лучше уж пересмотреть старую трилогию.
До конца непонятно, на кого рассчитан данный фильм. Новой аудитории скорее всего будет не интересно наблюдать за пожилым героем, которого они не знают. А бывалым фанатам будет больно от того, как обошлись с их любимым персонажем.