Кузбассовцы показали предметы старины, хранящиеся в их семьях

Сегодня мы подготовили новую фотоленту, посвящённую Году семьи. На сей раз она состоит из снимков раритетов, которые получили статус особенных ценностей, семейных реликвий.

Такое хрупкое великолепие бережно хранит специалист Центра опережающей профессиональной подготовки Кузбасса Максим Черняк. Это единственно уцелевший лебедь. Изделие его деда Ведяшкина Фёдора Николаевича – стеклодува Ленинск-Кузнецкого электролампового завода.

Эти фотографии прислал писатель-фантаст из Кемерова Николай Баховец. На них – сундук деда его жены. Дореволюционный. Вместительный трофей привезли издалека, однако доподлинно всё же неизвестно откуда.

Настенные часы, купленные дедушкой создательницы зыбкого мира фэнтези – художницы Ирины Новиковой в середине 1960-х. Они по-прежнему идут после всех переездов.

Соусник фермера из Кемеровского муниципального округа Инги Фроловой. Он достался ей от прабабушки. Предположительно начало XX века.

Ступка депутата Новокузнецкого муниципального округа Александра Сырачева. Она использовалась для измельчения круп. Нашли раритетный предмет в заброшенном доме на Алтае.

Следующие снимки и описания к ним от музея-заповедника «Красная Горка» (Кемерово). Некоторые предметы на фотографиях некогда тоже хранились в кузбасских семьях.

Сувенир «Соболь». Прокопьевский фарфоровый завод, 1985 г. Автор Н. Н. Уласик. Его передал музею житель Рудничного района Кемерова Алексей Огородов. Кстати, мужчина – почётный даритель «Красной Горки».

Оцените ещё один предмет из фондов музея. Это цигейковая шапка-ушанка 1970-х годов прошлого века, любимейший в народе головной убор. Считалось, что шапку нужно хранить в холодильнике, чтобы не портился мех.

Валенки на каблуках — молочного цвета фетровые боты, популярные в пятидесятые. Их можно было увидеть на ногах модной кемеровчанки, носились на туфли или со стелькой. Дёшево — да. Тепло — возможно. А вот удобно ли? Кожаная подошва — несгибаемо твёрдая.

Респиратор Драгера — изолирующий дыхательный аппарат, применявшийся при горноспасательных работах. На металлической пластине, прикрепленной к респиратору, обозначен год — 1924, что даёт право предполагать использование его на шахте Кемрудника, куда он был выписан из Германии сотрудниками Автономной индустриальной колонии «Кузбасс».

В 1920-1930-е годы в СССР появились разнообразные денежные копилки. Изготавливали их на Ленинградском или Московском монетном дворе. В музее хранится одна из этой славной коллекции копилок-агиток «Гострудсберкасс», напоминающая по форме чемоданчик с откидной ручкой. Изготовлена в 1927 году, предназначалась для мелочи и бумажных денег. На задней стенке – девиз: «Храни каждую свободную копейку на сберегательной книжке». Такая копилка выдавалась вкладчику вместе со сберкнижкой. В присутствии вкладчика сотрудник закрывал её на ключ с индивидуальным номером. Ключ оставался в сберкассе. Затем «каждую свободную копейку» вкладчик отправлял в этот чемоданчик. Наполненную копилку следовало отнести в сберкассу, где сэкономленные средства изымались сотрудником и зачислялись на счёт гражданина.

Следует сказать, правды ради, что музейный экспонат хранит явные следы попыток проникновения «грабителя» на эту крохотную территорию сбербанка ради некоторой наживы. Об этом сообщают помятые края прорезей для денег.

Печатная машинка Continental немецкого производства (1902-1922 годы). Предположительно использовалась в правлении Автономной индустриальной колонии «Кузбасс», которое располагалось в Главной конторе Кемеровского рудника.

Документация в колонии велась как на русском, так и на английском языках. Эта машинка — с русскоязычной раскладкой. После закрытия организации следы аппарата ведут в кабинеты треста «Кузбассуголь», затем он пребывал в частных руках, а с 1950-х — в Кузбасском политехническом институте. Сейчас печатная машинка — экспонат на экспозиции «Как Россия прирастала Кузбассом».

Перед вами — кофемолка начала XX века, выставленная на экспозиции «Как Россия прирастала Кузбассом». Примечательно, что это самый первый экспонат музея! Именно с неё началось формирование фондовых коллекций.

С большой вероятностью можно утверждать, что кофемолка принадлежала американским сотрудникам Автономной индустриальной колонии «Кузбасс» (действовала в Кемерове в 20-х годах прошлого века).

Сто лет назад её использовали для приготовления экзотического для сибирской глубинки напитка.