Конституционный суд России (КС) принял к рассмотрению запрос на проверку конституционности статей Гражданского кодекса, касающихся применения сроков исковой давности при взыскании имущества по делам коррупционной направленности. Запрос был направлен Краснодарским краевым судом, сообщает РБК.
Суть проблемы заключается в том, что Генпрокуратура использует норму об отсутствии сроков давности для выигрыша исков о деприватизации. Вопрос о применимости сроков давности к таким искам давно вызывает споры среди юристов. По Гражданскому кодексу общий срок исковой давности составляет три года, однако для отдельных видов требований могут устанавливаться специальные сроки.
Краснодарский краевой суд попросил проанализировать положение Гражданского кодекса, согласно которому исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ. В практике распространена позиция, что требования по антикоррупционным искам прокуратуры не ограничены сроками исковой давности, так как объектом исковой защиты выступают интересы всего общества и государства.
Примеры споров включают дело о взыскании в доход государства акций Дальневосточного морского пароходства (FESCO) и активов агрохолдинга «Ариант». В обоих случаях суды вставали на сторону прокуратуры, ссылаясь на неприменение сроков исковой давности к требованиям о защите нематериальных благ.