Еда – это тоже искусство. Данный тезис с уверенностью подтверждает кемеровский художник Дмитрий Шарипо, создающий необычные картины из вермишели, фруктов, овощей и многих других продуктов питания. Своими усилиями и креативом Дмитрий превращает огурец в музыкальный инструмент — гармошку, — редиску — в Евгения Леонова, а на банане запечатлевает образ Умы Турман.
Свою художественную деятельность мужчина совмещает с работой поваром в одном из городских ресторанов. Он рассказал корреспонденту «Кузбасса» о том, что его вдохновляет на творчество, как он претворяет свои идеи в жизнь и какие создаёт полотна, кроме пищевых.
С чего всё началось
«Первые работы я начал создавать два года назад, если не ошибаюсь. Тогда это были гастрономические этюды, на которых изображались любимые персонажи кинематографа, музыканты, режиссёры, актёры. Я попытался их индивидуально изобразить на каком-то фрукте или овоще. Также создавал сюжеты, в которых выражал свои мысли. Каким образом пришёл к этому? Причина в том, что я всю жизнь работаю в общепите, а рисую с детства. Вообще с детства был увлечён разными видами творчества, но они рассматривались скорее как хобби. Мне пришло в голову пойти учиться на кондитера, так как это показалось творческой профессией. И вот со временем (в общепите я работаю более 10-ти лет) у меня родилась идея: а что, если взять любую картину известную, шедевр, и попытаться разобрать её на цвета, а эти цвета найти в продуктах. Так и начался мой эксперимент – знакомство с поведением фруктов, овощей, используемых в картинах. Отмечу, что профессионального художественного образования у меня нет»
В соцсетях Дмитрий демонстрирует свои работы и показывает процесс их создания. Он делится с подписчиками информацией о том, какие именно продукты задействованы в том или ином полотне.
Что вдохновляет
«Пожалуй, вдохновляют музыкальные произведения, кинематограф. Благодаря ним создаётся определённый ассоциативный ряд в голове, некое впечатление — так и рождается идея. Во мне просыпается бунтующий внутренний художник, и эту идею я реализую, опираясь на опыт работы в общепите. Вдохновляюсь, кстати, именно во время работы на кухне»
Помимо создания гастрономических картин, Дмитрий занимается лепкой – вот, например, Остап Бендер, главный герой романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», из сулугуни, чернослива и печенья. Шарф великого комбинатора сделан из спагетти, а штиблеты посыпаны куркумой.
Как близкие относятся к творчеству
«Близкие положительно и с интересом относятся к моему творчеству. А у окружения в целом отношение неоднозначное – кому-то абсолютно неинтересно искусство, кто-то считает это (гастрономические картины – прим. редактора) больной идеей. Люди все разные, и нельзя угодить всем, да и цели угодить у меня нет. Моя основная цель – реализовать любую идею, которая приходит в мою голову. А как это будет принято – уже другой вопрос. Даже господу Богу не удаётся нравиться всем, что уж говорить о людях и их творчестве»
Альтернативные гастрономическим работы
Дмитрий, как он уже упоминал сам, не ограничивается одним направлением в творчестве и, помимо картин из еды, пишет картины маслом и акрилом, в которых отражает современные тенденции, происходящие в обществе, и своё видение окружающего мира.
Первая работа Дмитрия маслом, октябрь 2022 года: «Осенняя краса»
«Помимо гастрономических работ, около года назад начал заниматься живописью. Сначала писал акрилом, а полгода назад стал писать маслом. Я всю жизнь был графиком, рисовал карандашом, у меня много именно карандашных работ. Это самый простой материал для меня, и в нём я уверен. Начал изучать живопись, так как захотел углубиться больше в это направление. Уже замечаю сдвиги. Масло мне более интересно как материал по сравнению с акрилом. Хочется, чтобы кроме творчества, ничто другое не вторгалось в мою жизнь, потому что работа на кухне стала сильно утомлять. Очень много сил сейчас прикладываю, чтобы изменить что-то в своём текущем положении»
Можно ли увидеть работы Дмитрия на выставках
«На данный момент у меня мало работ, поэтому пока я их нигде не выставляю — выставка должна включать достаточное количество экспонатов. Первые эксперименты в плане экспозиций я начал проводить из соли, из муки – это были портреты музыкантов: Фредди Меркьюри, Виктор Цой, Курт Кобейн. Эти работы со временем начали показывать, что с ними может произойти – где-то влажность воздуха или другие факторы оказывают влияние, и, собственно, некоторые фрагменты растворились, поблекли, померкли. Я вижу, какие ошибки были сделаны в ходе выполнения работ и понимаю, что можно сделать в дальнейшем, чтобы они были максимально долговечными. Единственную на сегодняшний день работу, репродукцию картины «Неизвестная» Ивана Крамского, — кстати, очень хорошо звучит репродукция, как от слова продукция, такой нейминг удачный, — сделанную год назад, я хочу усилить в плане цветового отношения. То есть превратить это в гастрономическую живопись. К способам, позволяющим продлить жизнь картин и сохранить их изначальный вид, относится использование тех фрагментов пищи, которые не поддаются плесневению и потере цвета, например: скорлупа, зола, шелуха, кожица (ягод, овощей), плодоножки. Их нужно высушивать в водонепроницаемом месте. Также нужно использовать те продукты, в которых есть крахмал и целлюлоза. Например, кетчуп – но тут важно предугадать нужное изменение цвета. Также не стоит забывать о гербариях. Чайные листья имеют разные оттенки, их можно изменять после заваривания и высушивать. Тайский анчан – пока что единственный найденный в кухонной бакалее источник синего цвета. Синий цвет также можно получить, добавив каплю йода в разведённый водою крахмал. Но работая с анчаном, уверенности испытываешь больше»
Сколько времени уходит на создание работ
«На создание работ всегда уходит разное количество времени. Чем сложнее композиция, тем она, соответственно, дольше создаётся. Очень значимый момент – поиск цвета. У меня есть «Крик» Эдварда Мунка, я его изображал из горчицы, кетчупа, соуса унаги – такая соусная смесь, мешанина, — и это всё на день выполнения было красочно и ярко, как в оригинале, а сейчас это всё потемнело. Кетчуп стал иметь коричневый оттенок. Вот эти изменения в цветах дают понимание, как нужно подбирать продукты. В случае с «Неизвестной», о которой я упоминал, первый удачный опыт – все цвета сохранили яркость, но я вижу, как картину можно ещё «прокачать»»
Дальнейшие творческие планы
«О каких-то конкретных работах, которые я хочу делать и которые уже делаю, пока рассказывать не буду, хочу подержать это в секрете. Хочется всегда «вау-эффект» произвести. Не хочется, не добившись результата, говорить о результате. Одна работа, которую я начал делать год назад, большая по формату – метр на 50 сантиметров. Эти параметры почти соотносятся с параметрами оригинала. Очень много деталей. Работа ведётся на кухне в свободное время. И ведь опять же важно вдохновение – а это вещь эфемерная. Отмечу, что, взявшись за одну картину, я сразу хочу создать серию. Цель моих творческих планов как раз в том и заключается, чтобы создать некую серийность работ. Ещё в планах — сделать несколько работ для творческого вечера, то есть так познакомить людей со своими картинами, поделиться своим видением искусства».