Спектакль о путешествии «к истокам»: в Кемерове состоялась премьера «Человека в закрытой комнате»

24 февраля на сцене Театра драмы Кузбасса имени Луначарского состоялась премьера спектакля «Человек в закрытой комнате» по одноименной пьесе сценариста Татьяны Загдай.

«Это история о том, как трудно умереть насовсем…»

Какими глазами посмотрел на пьесу кемеровский режиссёр Антон Остапенко, и как ему удалось передать своё видение зрителю – читайте в материале РИА «Кузбасс».

КОМЕДИЯ В СТИЛЕ НУАР vs ДРАМА, В КОТОРОЙ ЕСТЬ МЕСТО ФАРСУ  

Это действительно трагикомедия, как и заявлено в жанре, – за время действа зритель успевает и всплакнуть (а особо чувствительные – не раз), и посмеяться. Подчас глубокие вещи преподносятся в простой, даже игривой форме – смешиваются отчаяние и шутки, тоска и наплевательски-ироничное отношение к проблемам.

Эта история рассказывает о том, какими сложными бывают человеческие взаимоотношения, как холодны мы бываем даже к самым близким, как не ценим того времени, что дано нам Жизнью.

За час с небольшим авторам спектакля удалось передать, как много черпают «дети» от «отцов» – даже от нерадивых. И как многие грехи родителей становятся если не извинительными, то понятными – стоит только самому «хлебнуть горя».

«Умереть физически – не значит умереть окончательно. Пока ты жив в памяти людей, пока они мысленно обращаются к тебе, говорят с тобой – ты не можешь считаться мёртвым»

СЮЖЕТ

Жанна не видела своего отца долгих 15 лет – он не общался с ней, не интересовался её жизнью, и даже о смерти матери сообщил девушке сухой телеграммой. Он много пил. Теперь Жанна возвращается в маленький провинциальный городок, в котором провела детство, чтобы его похоронить и продать родительскую квартиру. Вместе с соседским парнем Костиком, типичным «пацанчиком с района», гопником с перебитым носом и «условкой», ей приходится везти тело отца на машине из этого глухого городка в райцентр, чтобы сделать судебно-медицинскую экспертизу.

Решение похоронно-наследственных вопросов требует соблюдения многих формальностей и затягивается. Помощь друга детства, Костика, вскоре оборачивается для Жанны дополнительными проблемами. И как-то сами собой из прошлого начинают возникать воспоминания… А отец Жанны «оживает» и начинает с ней говорить. Впервые за столько времени. Так вынужденная поездка в город, в котором жила героиня, превращается в настоящее путешествие по мрачным закоулкам прошлого.

«Это твоя жизнь, и она становится короче каждую минуту»
Бойцовский клуб

В постановке поднимаются крайне актуальные сейчас темы, о которых на каждом шагу трубят психологи и все, кому не лень, – повторение родового сценария, непроработанные обиды на родителей. В чём заключается повторение сценария, который, казалось бы, ненавистен? Это ярко демонстрирует  финальная сцена постановки, в которой героиня сама сидит с бутылкой водки в квартире отца – так же, как некогда сидел он. Её будто что-то якорит, заставляет остаться в аду прошлого. Что же это? Невысказанная печаль? Собственная загнанность жизненными обстоятельствами?

Спектакль о путешествии «к истокам»: в Кемерове состоялась премьера «Человека в закрытой комнате»

Можно уехать из провинции в столицу, можно сбежать от алкоголика. Но как сбежать от себя?

АКТЁРСКАЯ ИГРА

Михаил Быков в роли не самого идеального отца, – это человек, «оживший» для своей дочери только после смерти. Глядя на него, возникают вопросы – почему он стал губить жизнь водкой? Что это вообще был за человек, что было у него в душе?

Многие привыкли думать, что родители – это люди, которые должны быть примером, должны всегда поступать правильно. Но родители – такие же люди, как и их дети. Они когда-то сами были детьми, и у них были переломные моменты, и они не знали, как действовать, как справляться с трудностями. Конечно, статус отца накладывает определённые обязательства. Но нельзя отметать того, что у живого человека, пусть даже родителя, нет инструкции о том, как жить правильно в тех или иных обстоятельствах.

Спектакль о путешествии «к истокам»: в Кемерове состоялась премьера «Человека в закрытой комнате»

Бесконечные попытки винить отца в своих проблемах – это доказательство того, что Жанна не желает взрослеть, не желает брать ответственность за свою жизнь на себя.

Кто-то слаб – и, сдаваясь под гнётом внешних событий, начинает пить. В этом есть эгоизм, да, безусловно. Отец Жанны не уделял должного внимания ей, и это не делает ему чести. Но, может, он и сам нуждался в помощи?

Вполне возможно, что главная героиня спектакля Жанна задумалась о том же. Ведь неспроста она так страдальчески повторяет в конце только одно слово: «Папа!».

Труп отца у Быкова получился вполне весёленьким для трупа – он шутит, балагурит и обижается, когда патологоанатом называет причиной его смерти «простой инсульт, ничего интересного». А ещё – мертвецу очень нравится танцевать под блатные песни. Словом, колоритный труп вышел.

«Все мы надеемся на красивый конец этой некрасивой жизни…»
Сергей Бодров

Монолог Жанны, которая до переезда в Москву носила имя Анна, (её играет актриса Екатерина Грибанова) – это попытка поделиться с умершим отцом своими душевными терзаниями, рассказать о себе то сокровенное, чем родитель никогда не интересовался при жизни. За шелухой внешнего лоска Жанны, под её розовой меховой жилеткой скрывается ранимая девочка, которая недополучила любви в детстве, которая всё время молчала о своей боли, и только трупу, накрытому простыней, она решила довериться. Этот монолог – настоящий крик души, откровенный, без прикрас, с надрывом. В нём – женская боль из-за вынужденного аборта, детская обида, тревоги из-за долгов коллекторам.

И в этой сцене отец обнимает Жанну, тем самым показывая своё неравнодушие. Его душа не глуха к её боли.

Екатерина Грибанова играет, показывая всю разношёрстность характера своей героини, – то она яростно говорит о своей застарелой обиде на отца и показывает, что его смерть её не тронула, то просит отца вернуться и побыть с ней, прийти в закрытую комнату… Актриса продемонстрировала психологическую трансформацию своей героини.

Между героями происходит диалог. Чем он является – плодом фантазии Жанны или же вполне реальным мистическим событием? Пусть на этот вопрос каждый зритель ответит сам.

Нельзя не отметить образец потрясающего актёрского перевоплощения – актрису Наталью Новикову. Несколько раз за спектакль она сменила образ – была и соседкой, и патологоанатомом, и санитаром, и полиционеркой, и сотрудницей крематория. И всякий раз она была разной.

Костик (Андрей Куликов) – прагматичный парень, который по сути вытягивает своей приземлённостью главную героиню из «мира мёртвых воспоминаний». Несмотря на свою гоповатость, он не лишён сочувствия и человечности. Да, это не московский франт с деньгами и связями. Но это Человек.

АТМОСФЕРА

На сцене – минимализм.

В квартире с обшарпанными чёрными стенами нет ничего из декораций, кроме простецкого стола, кресла и телевизора (да и тот соседка Жанны хочет забрать себе). Вокруг – замкнутое пустое пространство, частыми гостями в котором являлись только бутылки от спиртного. Эта замкнутость отражает общее ощущение тупика – тупика, в который заходят герои постановки.

В этом отсутствии нагромождений и сложностей проступает главное – житейская история. Зритель концентрируется на диалогах, а не на внешнем убранстве.

Интересно обыгран момент со светом (им занимался Алексей Киселёв) – возле кресла стоит торшер, который герои то включают, то выключают. Так и сами персонажи – то вспыхивают, то угасают. То загорается лучик надежды на лучшую жизнь, на прощение и спасение, то снова происходит погружение в тёмные уголки прошлого, которое не даёт идти вперёд, полное призраков…

А на фоне звучат песни, которые слушал отец.

«Я ненавидела его музыку. Когда он приходил пьяным, очень громко включал кассеты на магнитофоне. Мама пыталась закрыть окна, сделать потише, чтобы соседи не запалили, что папа сегодня опять пьяный. А то они не видели, как он у подъезда валяется!
Больше всего отец любил Хулио Иглезиаса. Если на школьной дискотеке включали его песню, меня прямо физически тошнило! А в старших классах выяснилось, что у Хулио есть сын Энрике и он тоже певец. Его отец не слушал, но для меня это был ещё один Иглезиас! Хулио и Энрике – обоих ненавижу!»

ОБЩИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Это спектакль о непростых взаимоотношениях между отцом и дочерью, о чёрствости и любви, об обидах и прощении, о быстротечности времени, о сложностях жизни, о зависимостях и их пагубном влиянии на человека.  

После этого спектакля хочется ценить каждый миг и проявлять больше чуткости к своим близким, говорить с ними, не дожидаясь, пока дорогого человека не станет в материальном мире. Не стесняться делать первый шаг, не скупиться на прощение… И, может, тогда получится выбраться из своей закрытой комнаты?.  

«Может, прошлое — это якорь, который тянет нас обратно? Может, стоит выпустить того, кем ты был, чтобы стать тем, кем ты будешь?..»
Кэрри Брэдшоу

ДЛЯ СПРАВКИ:

Пьеса «Человек в закрытой комнате» стала победителем в драматургической номинации международного конкурса «Волошинский сентябрь-2021», вошла в шорт-лист Всероссийского семинара драматургов «Авторская сцена-2021», а также в шорт-лист фестиваля молодой драматургии «Любимовка-2021».

Фото: Театр драмы Кузбасса