Помнит ли зритель, кто такой Джон Ву? Его имя может и нет, но стиль и влияние, оказанное на кинематограф, ощущается до сих пор. Гонконгский режиссер в своё время поднял уровень качества боевиков на такой уровень, что к этой планке стремились все режиссеры экшен фильмов. Его кинополотна стали выделять в отдельный жанр – «Героическое кровопролитие». Похожие фильмы снимали и до этого, но именно Ву и несколько его гонконгских коллег вывели жанр на новый уровень. Игры с оружием, перестрелки, напоминающие балет, и общий накал драмы – все это позже повторяли и продолжают повторять другие режиссеры. Косвенно или напрямую, это можно наблюдать не только в фильмах, вроде «Отчаянный» и «Джон Уик», но и в видеоиграх, например «MaxPain» «Broforce» и «Hong Kong Massacre».
Однако, на очень долгое время мастер-постановщик смертоносного балета отошел от дел. Сперва, ещё в середине 00х он попробовал нишу китайских исторических эпосов. И, после нескольких фильмов он… исчез. Ну да ладно, может маэстро копил силы для того чтобы порадовать зрителя чем-то действительно феноменальным. За двадцать лет вышло столько экшен фильмов, что мастер наверняка учел их и решил снова поднять планку на новый уровень. Поэтому новость о фильме «Немая ярость» внушала оптимизм. Это мог бы быть камбек мечты. А что зритель увидел в итоге? Расскажет КиноКузбасс.
Сюжет
Синопсис вполне доходчиво доносит завязку фильма. Из-за перестрелки уличных банд главный герой теряет сына и получает тяжелое ранение, в результате которого теряет возможность говорить.
Решив отомстить виновным, герой устраивает себе усиленную программу ГТО: учится стрельбе, рукопашному бою и экстремальному вождению. План прост, к следующему рождеству отомстить обидчикам. К слову, на связь с праздником намекает не только свитер и пара деталей, но и оригинальное название «Silent night» («Тихая ночь») – рождественский гимн.
На старте кажется, что зрителя ждёт вполне стандартная история о том как мирный человек пострадал от нехороших людей и решил отомстить. Фильмы подобного жанра вполне популярны во все времена. Наши дедушки и бабушки могут вспомнить «Жажду смерти» с Чарльзом Бронсоном, зрители средних лет наверняка смотрели «Ворошиловский стрелок» и «Святые из Бундока», а молодые люди, скорее всего, вспомнят про «Джона Уика» и «Карателя». Некоторые могут вспомнить и более нишевые кинополотна, вроде «Смертный приговор» и «Кровь за кровь».
К чему столько упоминаний? К тому, что нынешним фильмам нужно постараться чтобы хоть немного выделяться среди множества похожих. Есть ли что-то особенное в «Немой ярости»?
Слова излишни
Сразу стоит обозначить главную фишку фильма. Он действительно почти немой. В фильме фактически отсутствуют диалоги. Из человеческой речи зритель услышит лишь пару радиопередач и реплик от персонажей. И то, по словам Ву, их добавили только потому, что на этом настояли инвесторы. И, это решение придает фильму шарма. За счёт отсутствия реплик усиливаются другие способы взаимодействия со зрителем.
Актёрская игра, экшен, операторские решения, музыка и звуки окружения – все используется для того, чтобы вовлечь зрителя в историю. Тут стоит похвалить и композитора и исполнителя главной роли. Полтора часа бессловесного катарсиса во многом смотрятся правдоподобно благодаря стараниям Юлиана Киннамана. Из-за ранения он тщетно пытается хотя бы закричать, но выходит только яростные выдохи. Поэтому когда он бьется в немом гневе и отчаянии – это действительно смотрится круто и сильно.
Ещё один выигрышный момент – предыстория главного героя. Он не бывший военный/полицейский/киллер/мастер единоборств, а обычный обыватель, которого довели до отчаяния. Поэтому в последующей мясорубке он выглядит уязвимее и сопереживать ему хочется сильнее.
И поначалу кажется, что дальше будет только круче. Однако вскоре становится очевиден явный недостаток.
Затянутое предисловие и не только
Главная проблема фильма, неоправданная растянутость и зацикленность на драме. О чем речь? У героя погиб сын и режиссер возвращается к этому несколько раз. Вот только зритель, скорее всего, уже с первого раза всё понял. Со второго, просто начнёт скучать. А на третий заход станет подавлять зевоту.
Это как если бы в «Джоне Уике» убрали половину перестрелок, и заменили их на то, как Киану Ривз горюет из-за собаки. Или если бы братья из фильма «Кровь за кровь» горевали по маме не две минуты в начале фильма, а треть хронометража.
В таких фильмах зритель все понимает с самого начала. А чрезмерная драма приводит к тому, что сама трагичность положения обесценивается.
Кроме того, фильм смотрелся бы намного выигрышнее, если бы 80% рефлексии героя заменили на экшен. Тут все было бы круче. Здесь действительно, не нужны ни слова, ни диалоги.
По итогу, заявка о том, что фильм хоть как-то связан с создателями «Джона Уика» оправдывается только в 15-20 минутах фильма. Тут кинополотно начинает смотреться бодрее в разы и после почти часа просто «немой» наконец начинается «ярость».
Ещё есть вопросы к сюжету фильма. Окей, можно принять, что за год обычный, но хорошо мотивированный обыватель смог выучится стрелять, драться и водить машину на уровне киношного спецназа. Однако возникают и другие вопросы. Откуда он взял деньги на все свои хотелки? Он не работал целый год, посвятив себя мести и при этом приобрел кучу пушек, защитной экипировки, подержанный, но всё ещё недешевый “Мустанг”, а также инструменты и материалы, чтобы переделать его в бюджетный аналог “Бэтмобиля” (причем, вышло у него лучше, чем у Паттинсона). Он унаследовал состояние от родителей? Получил страховку за смерть сына? Или просто копил на новый конструктор, но как-то не срослось? И это при том, что герой и его семья живут в неблагополучном пригороде, к которому состоятельные и законопослушные люди скорее всего просто не рискнули бы подъехать. Мелочи, но на них обращаешь внимание.
Фильм порой вообще становится похож не на работу Джона Ву, а на менее медитативную и атмосферную попытку повторить творчество Рёфна, вроде «Драйв» и «Только бог простит». С той лишь разницей, что неона поменьше, а экшена побольше.
Итог
«Немая ярость» получился фильмом с любопытной задумкой, но слабо оправдывает собственную заявку. Фильм рекламировался как отличный экшен фильм от легендарного мастера боевиков. А на выходе получился артхаус с добавкой экшена. Тут ему действительно ближе оригинальное название «Тихая ночь». Если кто-то жаловался на то, что в «Джон Уик 4» их перекормили действием, то здесь зритель рискует если не умереть с голоду, то как минимум получить небольшое истощение. И выглядит это иронично и немного печально, учитывая, что Чад Стахелски в открытую говорил о Джоне Ву как об одном из вдохновителей. Что тут сказать: поклонник не только превзошел мастера, но и задал ему недостижимый уровень.
Однако, одно стоит признать. Это все ещё лучше, чем недавние «Неудержимые 4». Экшена в «Немой ярости» меньше, но смотрится он намного качественнее. Да и герой вполне располагает к себе. Так что по итогу, если хотите просто для развлечения посмотреть новый боевичок – то «Немая ярость» вполне неплохой вариант. Однако желания пересматривать его и петь ему дифирамбы у вас, скорее всего не возникнет.